cdk-zp@rambler.ru Запорожская общественная организация Центр духовной культуры (ЦДК)
English
Русский
О Нас - информация об организации, ее структуре и работе План работ подразделений ЦДК по месяцам Лекции по общей и эзотерической философии человечества и религиозным учениям Три Сокровища Будды - Учитель, Учение, Община Гостиная - полезные ссылки, литературная, художественная, музыкальная странички
Лекции > Взаимодействие между людьми
Направления работы:


Гостиная:

Сквернословие - позор или национальная гордость?

Согласно разным социологическим опросам на сегодняшний день ненормативную лексику хотя бы раз использовали около 80% населения нашей страны.

Причем, дома гнилое слово произносят гораздо реже, зато на улице, в школе, на работе, в транспорте непристойная брань является обычным делом. Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, на страницах печати. Ненормативную лексику сейчас можно услышать везде, даже от людей имеющих определенную власть. Сквернословие с заборов взошло на депутатские трибуны, засевает романы писателей и стихи поэтов. С неприкрытым сквернословием певцы исполняют песни… Мат ныне неизбирателен по полу, и некоторые «дамы», особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного биндюжника. Но самым страшным является то, что гнилые слова стали обыденной речью, и их употребляют «для связки слов» или даже вместо них: «Я матом не ругаюсь, я на нем разговариваю!»

Не является ли это жутким падением не только культуры, но и интеллекта?

Особенно острой проблемой становится сквернословие в подростковом возрасте. Ведь в глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ «взрослости». Кроме того, оно является знаком языковой принадлежности к группе сверстников и речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим, актерам, певцам или политикам. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - это оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и якобы защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей или взрослых, шокировать, вывести из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость.

Ненормативная лексика – это не только набор непристойностей. Она свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово – не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова и его речь».

Откуда же сквернословие свалилось на наши головы?

Заблуждением является общепринятое мнение, что мат – это чисто славянская традиция. Уже много лет ведутся споры о происхождении русского мата. Ряд сторонников «национального достояния», опровергая теории о появлении ругани на Руси во времена нашествия татаро-монгольского ига, приводит этимологию разных бранных слов, произошедших от древних корней индоевропейских языков, доказывая, что эти слова существовали еще до нашествия.

Происхождение многих слов несомненно. Только большинство из них в стародавние времена имели совершенно иной смысл и окраску, или же не применялись так свободно в обычной речи, как сегодня, и считались непристойными и аморальными. А татаро-монголам наша культура обязана именно, тем, что все эти слова приобрели явно фаллический, связанный с половыми и физиологическими функциями человека, смыслом, и стали употребляться с ярко выраженной оскорбительной и агрессивной окраской. Что, в принципе, изначально было не свойственно миролюбивым славянским народам, живущим в гармонии с Природой.

На Руси сквернословие до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Во времена царствования Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было практически невозможно, что говорит не только о скромности и деликатности наших предков, но и о политике, проводимой государством. По соборному уложению за использование «непотребных слов» налагалось жесткое наказание. Сквернословящего подвергали публичной порке, а если не помогало, то наказывали вплоть до смертной казни.

Новгородская первая летопись рассказывает, что в 1346 году великий князь литовский Ольгерд пришел с войском к Новгороду, заявляя: «лаял ми посадник ваш Остафей Дворянинец, назвал мя псом». Тогда новгородцы, желая помириться с Ольгердом, убили на вече Остафия Дворянинца, который своей бранью вызвал поход Ольгерда, после чего был заключен мир.

При Петре I и Екатерине II на Руси велась активная борьба против бранной лексики. Была издана книга «Юности честное зерцало», где писалось, что приличным поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани. Но потом пришли иные времена, и брань постепенно выплеснулась на улицы сел и городов.

Как отмечают историки, племена славян, конечно, ругались, однако их ругань была по сравнению с тем, что произошло далее, сплошной невинностью, и их ругательства заключались, в основном, в сравнении с домашними животными. Но в 1342 году на русское княжество напал хан Батый. И именно за тот мат, который мы слышим сейчас, можно благодарить татаро-монгол. Все-таки три века ига не прошли для Руси бесследно. Что интересно, в странах, которые постигла та же участь, почти так же и ругаются. Фактически синонимы произносимых в русском языке матерных слов встречают свое отражение и в сербском, и в польском языках, и даже в венгерском - уж столь далеком языке финно-угорской, а отнюдь не славянской, группы языков.

После монгол ругались все. Богатые и обеспеченные дворяне считали ниже себя говорить на матерном языке, однако до нас дошли сочинения классиков, которые не прочь были ввернуть матерное словцо. Все они, так или иначе, учились правильно излагать непристойные мысли у, фактически основателя матерной поэзии, - Игоря Баркова, классика русской матерной словесности. Однако же матерный язык именно как язык разговорный был более присущ рабочим и крестьянам, кои, сделали в 1917 году революцию. После этого происшествия большое количество этих крестьян и рабочих - людей не образованных и привыкших выражать через мат практически все свои мысли - попало во власть и начало крутиться. Ругался и Сталин, закончивший церковную гимназию. Как раз при нем мат получил особое развитие.

Несмотря на распространённость нецензурных выражений во всех слоях русского общества на всех этапах его истории, в России традиционно существовало табу на использование обсценной лексики в печатном виде (отсюда, очевидно, и идёт название «нецензурная брань»). Это табу несколько ослабло в последнее время в связи с демократизацией общества и ослаблением государственного контроля над печатной сферой (первой в истории России отменой цензуры на длительный срок), переменами в общественной морали после распада СССР, массовой публикацией литературных произведений и переписки признанных русских классиков, писателей-диссидентов и нынешних постмодернистов. Снятие запрета на освещение определенных тем и социальных групп привело к расширению рамок приемлемой лексики в письменной речи. Мат и жаргон вошли в моду, став одним из средств пиара.

На Западе официально сквернословие впервые появилось во Франции. В XVI веке знаменитый французский писатель Франсуа Рабле пишет огромный роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», где присутствует ненормативная лексика. А в последнее время в мире достаточно активно происходит заимствование ненормативной лексики из английского языка, что обусловлено, прежде всего, большой популярностью отдельных образцов американской культуры в виде фильмов, компьютерных программ, музыки и т. д.

И все-таки, зачем и с какой целью люди сквернословят?

Чаще всего они оправдывают себя раздражением и гневом, страхом - якобы происходит разрядка… - Однако, ничего подобного! Скверное слово несет черную энергию. В нем совершенно нет Любви и нет никакой созидательной силы. Скверное слово несет уничтожение. И люди, бросаясь подобными словечками, и, не зная их истинного смысла, даже не подозревают о тех последствиях, которые они приносят. Люди не знают о том, что пилят сук, на котором сидят. В народе говорят: «Страшен нож не за поясом, а на кончике языка».

Влиянием сквернословия на жизнь человека занялись ученые.

Когда английский ученый Шелдрейк открыл существование энергетического обмена человека с Космосом, то биологи стали изучать, как же влияют тонкие космические энергии на жизнь и деятельность человека. Доктор биологии Иван Белявский 17 лет занимался проблемой взаимосвязи между словом и сознанием человека. С математической точностью он доказал, что не только человек обладает энергетикой (аурой), но и каждое его слово несет энергетический заряд – положительный или отрицательный. И это самое слово воздействует на наши гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость.

Как это происходит, показал другой ученый - Доктор биологии, академик медико-технических наук, Петр Горяев. Опытным путем он установил, что хромосомы белка содержат всю информацию по строительству живого организма. Через многочисленные эксперименты было доказано, что генетический аппарат любого живого существа одинаково реагирует на внешние воздействия, вызывая изменения в генах.

Что же происходит на самом деле? Известно, что человек состоит более чем на 75% из воды. Слова, произносимые человеком, изменяют структуру воды, выстраивая молекулы ее в сложные цепочки, меняя их свойства, а, следовательно, меняя генетический код наследственности. При упорном, плохом воздействии слов происходит видоизменение генов, которые влияют не только на самого человека, но и на его потомство. Видоизменение генов ускоряет старение организма, способствует различным заболеваниям и сокращает тем самым срок жизни. И, наоборот, при воздействии хороших слов, улучшается генетический код человека, задерживается старение организма и увеличивается срок жизни.

Таким образом, еще раз было доказано, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. И если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он бы никогда не произнес его.

Итак, летит гнилое слово с разрушительной энергией, и по закону Космоса, как магнит, притягивает к себе такие же гнилые слова с негативным зарядом. Такая стрела ударяет по ауре человека, т.е. по его здоровью и психическому состоянию. А так как основное движение в Природе – это спираль, то по принципу бумеранга, вся эта гадость, только уже усиленная, возвращается назад к его же создателю! А хорошие слова и мысли, наоборот, очищают не только ауру самого человека, но и все, что его окружает – семья, страна, Земля! Да, именно, Земля! И мы не вправе снимать с себя ответственность за нашу планету, считая, что она такая большая, а мы такие маленькие. В общей чаше весов есть и наши зерна Света или тьмы.

Стоит задуматься, много ли положительных слов мы слышим и говорим друг другу?

Мудрец сказал: «Не может врач придумать лучшей панацеи, нежели доброжелательство. Примочка добра будет прекрасным средством». Хочется надеяться, что когда-то люди поймут, что путь к лучшей жизни лежит через полное исключение из своей жизни бескультурья, грубости и бранных слов. Мысль и слово несут в своей сущности созидание или разрушение, здоровье или болезнь.

Грубость и пошлость не являются естественными для человека,

поэтому, глубоко в душе он понимает, что это не правильно и не полезно. В связи с этим, вполне характерны опубликованные информационным агентством «Интерфакс» данные социологического опроса по вопросу об отношении россиян к использованию обсценной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, проведённого в июле 2004 г. Всероссийским Центром Изучения Общественного Мнения. Подавляющее большинство россиян (80%) негативно относится к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию, считая употребление матерных выражений недопустимым проявлением распущенности.

13% опрошенных допускают употребление мата в тех случаях, когда он используется в качестве необходимого художественного средства. И только 3% полагают, что если мат часто употребляется в общении между людьми, то попытки запретить его на эстраде, в кино и на телевидении — это просто ханжество.

Как же бороться со сквернословием?

Конечно, запугивания и запреты никогда не решали проблемы. Люди сами говорят, что нелитературные выражения унижают человека, но тогда спрашивается, зачем же они вводят их в свой обиход? Ведь любая хозяйка не выльет ведро помоев посреди комнаты, но разве сквернословие не является теми же помоями? Детей за нехорошие слова наказывают, а взрослых никто не наказывает, и ребенок, слыша скверное слово, ухмыляется, чтобы потом повторить его среди сверстников.

Проводится ли хоть какая-то борьба со сквернословием?

Конечно, проводится. В Америке, к примеру, появился фильтр против сквернословия. Устройство позволяет заглушать непристойные слова в телепередачах. Во многих городах России начали проводить специальные акции. Студенты пишут конкурсные сочинения на тему «Мир без сквернословия - твой рецепт». Проводятся научно-практические семинары студентов и преподавателей вузов, где обсуждаются вопросы причин «бранной эпидемии» и как искоренить сквернословие в нашем обществе.

Но прежде всего, только самостоятельное осознание, что каждому человеку под силу измениться, и глубокая убежденность, что такое изменение, просто необходимо, приведет нас к положительным результатам. Попробуйте овладеть своей силой воли – противопоставьте каждому плохому слову хорошее. Сдерживайтесь от брани и слов паразитов, постоянно контролируя себя, и вы увидите, как постепенно, шаг за шагом, ваше состояние и самочувствие начнут улучшаться, а интеллект прояснится.

Не смотрите на других, спросите себя –

А что я могу сделать? Как я могу измениться? И если вы понимаете, что грязные слова уничтожают человека, то зачем же их произносить? Выражение слов должно быть прекрасно. Такая гармония рождает и возвышенное мышление. Позаботьтесь о своих словах и поступках.

Не изорвите рта злоречием!

Клара Клименко, Дмитрий Едимент

P.S. Уважаемый читатель, ваши вопросы и предложения по поводу прочитанной лекции вы можете прислать на наш e-mail: cdk-zp@rambler.ru. Мы обязательно рассмотрим их и постараемся вам ответить.


Наши партнеры:


Три Сокровища:

Наш e-mail:
Лекции > Взаимодействие между людьми

2005, связаться с нами cdk-zp@rambler.ru
Сайт управляется системой uCoz